The Skatalites Первыми начали
исполнять музыку ска в чистом виде и создали эталон этого
стиля. Большинство их композиций - непревзойденная классика
жанра, сами же участники группы (некоторым из них уже
перевалило за 70 лет!) в кругу ска- и реггей-музыкантов всего
мира пользуются авторитетом гуру.
Достаточно сказать, что именно The Skatalites помогали
записывать первые опусы своему младшему товарищу Бобу
Марли (Bob Marley), когда он еще не обзавелся собственной
группой.
А начиналось все в далеком городе Кингстоне в не менее
далеком 1964 году, когда тенор-саксофонист Роланд Альфонсо,
тромбонист Дон Драммонд, пианист Джеки Митту, барабанщик Ллойд
Нибб, басист Ллойд Бреветт, саксофонист и флейтист Томми
МакКук и еще несколько музыкантов объединились под названием
The Skatalites. За два года до этого Ямайка получила
автономию от Британской империи, в воздухе витал дух свободы,
люди жили в ожидании перемен, и все это не могло не найти
отражения в местной музыке. На смену американизированному
джазу и ритм-энд-блюзу пришла новая музыкальная волна,
замешанная на ямайских традициях - сначала это был стиль
шаффл, потом - ска и рокстеди, и, наконец, реггей. Основной
"фишкой" всех этих стилей, "фишкой", по которой ямайскую
музыку можно распознать и сейчас, стало смещение ритмического
акцента с сильной доли на слабую (так называемая "ямайская
синкопа"). Изобретателем "ямайской синкопы" считается
музыкант Сесил Бастамент Кэмпбелл, более известный как Принс
Бастер, а первым бэндом, взявшим этот прием на вооружение,
стали как раз The Skatalites.
В 1967 году The Skatalites совершили настоящую революцию в
мире музыки: их песня Guns of Navarone впервые в
истории Ямайки попала в национальный британский хит-парад,
потеснив The Beatles, The Doors, Pink Floyd и Джими
Хендрикса. Вскоре после этого участники The Skatalites
разбрелись по сольным проектам, большинство из которых были
столь же успешны и вполне могли бы войти в Зал Славы Музыки
Ска, если бы таковой существовал. В частности, Роланд Альфонсо
собрал группу Soul Vendors, чей альбом "Rock Steady"
дал имя целому музыкальному направлению, а другой участник
группы, тромбонист Рико Родригес, участвовал в записи
пластинок британской группы The Specials и прочих
артистов знаменитого лондонского ска-лейбла 2Tone Records. The
Skatalites приняли участие, хоть и не совсем прямое, и в
изобретении очень модного нынче стиля даб: в 1975 году
родоначальник даба Кинг Табби выпустил судьбоносную
пластинку под названием King Tubby Meets The Skatalites:
Heroes Of Reggae In Dub, на которой были записаны его миксы
скаталайтсовских композиций в реальном времени.
В начале 90-х группа The Skatalites возродилась под старым
названием и в несколько обновленном составе. С этого момента
новые альбомы группы стали практически ежегодно выходить на
лейбле Island, причем, два из них - Hi Bop Ska (1995) и
Greetings from Skamania (1996) - номинировались на премию
Grammy в категории "лучший реггей-альбом".
Состав The Skatalites, приезжавший в Россию, в значительной
мере состоит из основополагающих участников коллектива. Среди
них барабанщик Ллойд Нибб, басист Ллойд Бреветт и саксофонист
Лестер Стерлинг, играющие в The Skatalites с самого первого
дня существования группы. А также - саксофонист Седрик Брукс,
работавший в конце 60-х годов сессионным музыкантом на
знаменитой ямайской Studio One, стоявший у истоков стиля
реггей и участвовавший в записи альбомов Боба Марли, группы
Culture и других реггей-исполнителей. Молодое поколение
ска-музыкантов в The Skatalites представляет известный
джазовый трубач Грег Глассман.
Имена:
Роланд Альфонсо
(Roland Alphonso) - тенор-сакс: Основатель, лидер. Роланд,
родившийся 12 января 1931 года, еще в детстве понял, что его
дар и призвание - музыка. В отличие от других будущих
участников Skatalites, всей компанией учившихся в Alpha Boys
School, Роланд посещал Stony Hill Industrial School, в столице
Ямайки - Кингстоне. Сначала он брал уроки игры на трубе, но на
15-летие мать купила ему саксофон. Она даже не подозревала,
как этот подарок изменит жизнь ее сына… В начале 50-х он
поступил в оркестр "Colony Club", который возглавлял Эрик Динс
(Eric Deans). Чуть позже он соберет свой собственный бэнд,
"Upsetters and the Alley Cats". Они играют "музыку дня":
бугги-блюз, джаз. Джеки Митту (Jackie Mittoo) - фортепиано и
Ллойд Ниб (Lloyd Knibb) - ударные пытались уговорить его
организовать вместе с ними новую команду, в то время как бэнд,
состоявший из самого Роланда Альфонсо и Дона Драммонда вместе
с басистом Ллойлом Бреветтом (Lloyd Brevett) искал нового
лидера. Наконец, в июне 1964-го, к ним присоединился Томми
МакКук, и на свет появились "Скаталайтс". Вдохновение Роланда,
отзвуки его собственного неповторимого саунда можно и сейчас
уловить в стиле многих команд по всему миру. Его записи со
"Скаталайтс" (как, впрочем, и сольные вещи) до сих пор не
утратили своего блеска; среди них такие хиты как "El Pussy
Cat" и "James Bond" Роланд был действительно великим
музыкантом. Он скончался 20 ноября 1998 года.
Дон Драммонд (Don
Drummond) - тромбон; второй отец-основатель. Драммонд был
учителем музыки в Кингстоне, некоторые из будущих участников
группы были в то время его учениками. Дон был автором
значительного числа мелодий, исполняемых Скаталайтс, в том
числе и знаменитой Guns of Navarone, с которой ямайцы попали в
британский хит-парад в 1967 году. Представьте себе хит-парад
67-го: первые альбомы the DOORS и PINK FLOYD, Sgt. Pepper,
Arthur Brown, Hendrix, да и еще бог знает чего там в 67-ом
наворочено было и тут между ними Guns Of Navarone!!! Драммонд,
злоупотреблявший наркотиками и алкоголем, скончался в 1969
году при невыясненных обстоятельствах, оставив много
прекрасных записей и целый ряд великолепных тем, которые до
сих пор играются с удовольствием многими музыкантами. Бытует
мнение, что именно он изобрел "правильные" соло духовых в ска.
Еще имена:
Лестер "Ска"
Стерлинг (Lester Sterling) - саксофон-альт. Томми МакКук
(Tommy McCook) - саксофон-тенор и флейта. Рико Родригес -
тромбон Баба Брукс (Baba Brooks) - труба
Участие этих
музыкантов в записях многих ямайских исполнителей того периода
гарантировало наличие характерного саунда, волшебных соло и
ска-вибраций. Следует отчетливо представлять себе, что
альбомов Скаталайтс того периода как таковых нет. Группа много
времени проводила в студии днем, записывая песни, которые тут
же расходились в виде синглов. По вечерам музыканты
концертировали с разными составами. Записи продюсировали
знаменитые Клемент Додд (Clement Coxsone Dodd) и Дюк Рейд
(Duke Reid).
Так группа
существовала всего год с 1964 по 1965 г. Записи, сделанные в
этот период доступны на многочисленных сборниках, выпускаемых
разными фирмами. Далее все смешалось; была сделана куча
сольных записей, в которых частенько участвовали сразу по
нескольку членов знаменитой духовой секции. В частности,
доступен забавный альбом 67-го года, на котором the Skatalites
практически полным составом подыгрывают будущим Wailers: Бобу
Марли, Питеру Тошу и Банни Ливингстону.
В 1967 году
Альфонсо создает новый проект Soul Vendors. "Соул Вендорс" -
команда, подарившая нам 'Rock Steady' - название придумано
продюсером и владельцем записи Клементом Доддом (Coxsone
Dodd). Это принципиально новый саунд, гораздо медленнее
обычного ска, с сильной басовой линией и постоянным мощным
шаффловым ходом, богато украшенным сольными партиями
саксофона, трубы и органа. Добавьте к этому крайне душевный
вокал, характерный для американских записей "ритм-энд-блюз" и
"соул" того времени - и вот вам "Rock Steady" - диск,
выпущенный в 1967, давший рождение (и название) новому
музыкальному стилю. Повторяющиеся гитарные риффы, ходы духовой
секции, переплетающиеся с вокальными партиями, великолепные
соло на саксе, прекрасный бэк-вокал - все весьма органично. В
том же году Soul Vendors совершили супер-успешное турне по
Англии. В это время в карибо-латинской "диаспоре" Англии
записи ска - главным образом привезенные с Ямайки (хотя иногда
их выпускали и на местных лейблах) - буквально отрывали с
руками. Ска начинал звучать и в лондонских клубах, которые
были крайне популярны среди выходцев из Вест-Индии; мощный и
задорный бит, разносившийся из огромных динамиков - часто
самопальных - привлекал и белую молодежь. Ска ставили
вперемешку с танцевальными ритмами "блю бит", "тамла мотаун" и
"ритм-энд-блюз", ближе к полуночи плавно переходящими в
медленный "соул" - типа ночь, молодость, танцы до утра и все
такое. В общем, Соул Вендорс попали прямо в точку.
В это время в
карибо-латинской "диаспоре" Англии записи ска - главным
образом привезенные с Ямайки (хотя иногда их выпускали и на
местных лейблах) - буквально отрывали с руками. Ска начинал
звучать и в лондонских клубах, которые были крайне популярны
среди выходцев из Вест-Индии; мощный и задорный бит,
разносившийся из огромных динамиков - часто самопальных -
привлекал и белую молодежь. Ска ставили вперемешку с
танцевальными ритмами "блю бит", "тамла мотаун" и
"ритм-энд-блюз", ближе к полуночи плавно переходящими в
медленный "соул" - типа ночь, молодость, танцы до утра и все
такое. В общем, Соул Вендорс попали прямо в точку.
Другие
отцы-основатели Томми МакКук и Дон Драммонд занимались в это
время сольными проектами. МакКук собрал группу SuperSonics, а
Драммонд выступал просто под собственным именем.
Музыка The Skatalites - это редкое сочетание свежести и
оригинальности мышления с колоссальным опытом и корневой
традицией, берущей начало из самого сердца Ямайки. Только на
живом концерте The Skatalites можно ощутить всю уникальность
позитивных вибраций и особой танцевальной ритмики безумно
веселой и энергичной музыки ска. |