Группы

The Skatalites

Первыми начали исполнять музыку ска в чистом виде и создали эталон этого стиля. Большинство их композиций - непревзойденная классика жанра, сами же участники группы (некоторым из них уже перевалило за 70 лет!) в кругу ска- и реггей-музыкантов всего мира пользуются авторитетом гуру.

Достаточно сказать, что именно The Skatalites помогали записывать первые опусы своему младшему товарищу Бобу Марли (Bob Marley), когда он еще не обзавелся собственной группой.

А начиналось все в далеком городе Кингстоне в не менее далеком 1964 году, когда тенор-саксофонист Роланд Альфонсо, тромбонист Дон Драммонд, пианист Джеки Митту, барабанщик Ллойд Нибб, басист Ллойд Бреветт, саксофонист и флейтист Томми МакКук и еще несколько музыкантов объединились под названием The Skatalites.
За два года до этого Ямайка получила автономию от Британской империи, в воздухе витал дух свободы, люди жили в ожидании перемен, и все это не могло не найти отражения в местной музыке. На смену американизированному джазу и ритм-энд-блюзу пришла новая музыкальная волна, замешанная на ямайских традициях - сначала это был стиль шаффл, потом - ска и рокстеди, и, наконец, реггей. Основной "фишкой" всех этих стилей, "фишкой", по которой ямайскую музыку можно распознать и сейчас, стало смещение ритмического акцента с сильной доли на слабую (так называемая "ямайская синкопа").
Изобретателем "ямайской синкопы" считается музыкант Сесил Бастамент Кэмпбелл, более известный как Принс Бастер, а первым бэндом, взявшим этот прием на вооружение, стали как раз The Skatalites.
Skatalites в 60-е

В 1967 году The Skatalites совершили настоящую революцию в мире музыки: их песня Guns of Navarone впервые в истории Ямайки попала в национальный британский хит-парад, потеснив The Beatles, The Doors, Pink Floyd и Джими Хендрикса. Вскоре после этого участники The Skatalites разбрелись по сольным проектам, большинство из которых были столь же успешны и вполне могли бы войти в Зал Славы Музыки Ска, если бы таковой существовал. В частности, Роланд Альфонсо собрал группу Soul Vendors, чей альбом "Rock Steady" дал имя целому музыкальному направлению, а другой участник группы, тромбонист Рико Родригес, участвовал в записи пластинок британской группы The Specials и прочих артистов знаменитого лондонского ска-лейбла 2Tone Records. The Skatalites приняли участие, хоть и не совсем прямое, и в изобретении очень модного нынче стиля даб: в 1975 году родоначальник даба Кинг Табби выпустил судьбоносную пластинку под названием King Tubby Meets The Skatalites: Heroes Of Reggae In Dub, на которой были записаны его миксы скаталайтсовских композиций в реальном времени.

В начале 90-х группа The Skatalites возродилась под старым названием и в несколько обновленном составе. С этого момента новые альбомы группы стали практически ежегодно выходить на лейбле Island, причем, два из них - Hi Bop Ska (1995) и Greetings from Skamania (1996) - номинировались на премию Grammy в категории "лучший реггей-альбом". Skatalites в 90-е

Состав The Skatalites, приезжавший в Россию, в значительной мере состоит из основополагающих участников коллектива. Среди них барабанщик Ллойд Нибб, басист Ллойд Бреветт и саксофонист Лестер Стерлинг, играющие в The Skatalites с самого первого дня существования группы. А также - саксофонист Седрик Брукс, работавший в конце 60-х годов сессионным музыкантом на знаменитой ямайской Studio One, стоявший у истоков стиля реггей и участвовавший в записи альбомов Боба Марли, группы Culture и других реггей-исполнителей. Молодое поколение ска-музыкантов в The Skatalites представляет известный джазовый трубач Грег Глассман.

Имена:

Roland Alphonso

Роланд Альфонсо (Roland Alphonso) - тенор-сакс: Основатель, лидер. Роланд, родившийся 12 января 1931 года, еще в детстве понял, что его дар и призвание - музыка. В отличие от других будущих участников Skatalites, всей компанией учившихся в Alpha Boys School, Роланд посещал Stony Hill Industrial School, в столице Ямайки - Кингстоне. Сначала он брал уроки игры на трубе, но на 15-летие мать купила ему саксофон. Она даже не подозревала, как этот подарок изменит жизнь ее сына… В начале 50-х он поступил в оркестр "Colony Club", который возглавлял Эрик Динс (Eric Deans). Чуть позже он соберет свой собственный бэнд, "Upsetters and the Alley Cats". Они играют "музыку дня": бугги-блюз, джаз. Джеки Митту (Jackie Mittoo) - фортепиано и Ллойд Ниб (Lloyd Knibb) - ударные пытались уговорить его организовать вместе с ними новую команду, в то время как бэнд, состоявший из самого Роланда Альфонсо и Дона Драммонда вместе с басистом Ллойлом Бреветтом (Lloyd Brevett) искал нового лидера. Наконец, в июне 1964-го, к ним присоединился Томми МакКук, и на свет появились "Скаталайтс". Вдохновение Роланда, отзвуки его собственного неповторимого саунда можно и сейчас уловить в стиле многих команд по всему миру. Его записи со "Скаталайтс" (как, впрочем, и сольные вещи) до сих пор не утратили своего блеска; среди них такие хиты как "El Pussy Cat" и "James Bond" Роланд был действительно великим музыкантом. Он скончался 20 ноября 1998 года.

Don Drummond

Дон Драммонд (Don Drummond) - тромбон; второй отец-основатель. Драммонд был учителем музыки в Кингстоне, некоторые из будущих участников группы были в то время его учениками. Дон был автором значительного числа мелодий, исполняемых Скаталайтс, в том числе и знаменитой Guns of Navarone, с которой ямайцы попали в британский хит-парад в 1967 году. Представьте себе хит-парад 67-го: первые альбомы the DOORS и PINK FLOYD, Sgt. Pepper, Arthur Brown, Hendrix, да и еще бог знает чего там в 67-ом наворочено было и тут между ними Guns Of Navarone!!! Драммонд, злоупотреблявший наркотиками и алкоголем, скончался в 1969 году при невыясненных обстоятельствах, оставив много прекрасных записей и целый ряд великолепных тем, которые до сих пор играются с удовольствием многими музыкантами. Бытует мнение, что именно он изобрел "правильные" соло духовых в ска.

Еще имена:

Лестер "Ска" Стерлинг (Lester Sterling) - саксофон-альт. Томми МакКук (Tommy McCook) - саксофон-тенор и флейта. Рико Родригес - тромбон Баба Брукс (Baba Brooks) - труба

Участие этих музыкантов в записях многих ямайских исполнителей того периода гарантировало наличие характерного саунда, волшебных соло и ска-вибраций. Следует отчетливо представлять себе, что альбомов Скаталайтс того периода как таковых нет. Группа много времени проводила в студии днем, записывая песни, которые тут же расходились в виде синглов. По вечерам музыканты концертировали с разными составами. Записи продюсировали знаменитые Клемент Додд (Clement Coxsone Dodd) и Дюк Рейд (Duke Reid).

Так группа существовала всего год с 1964 по 1965 г. Записи, сделанные в этот период доступны на многочисленных сборниках, выпускаемых разными фирмами. Далее все смешалось; была сделана куча сольных записей, в которых частенько участвовали сразу по нескольку членов знаменитой духовой секции. В частности, доступен забавный альбом 67-го года, на котором the Skatalites практически полным составом подыгрывают будущим Wailers: Бобу Марли, Питеру Тошу и Банни Ливингстону.

В 1967 году Альфонсо создает новый проект Soul Vendors. "Соул Вендорс" - команда, подарившая нам 'Rock Steady' - название придумано продюсером и владельцем записи Клементом Доддом (Coxsone Dodd). Это принципиально новый саунд, гораздо медленнее обычного ска, с сильной басовой линией и постоянным мощным шаффловым ходом, богато украшенным сольными партиями саксофона, трубы и органа. Добавьте к этому крайне душевный вокал, характерный для американских записей "ритм-энд-блюз" и "соул" того времени - и вот вам "Rock Steady" - диск, выпущенный в 1967, давший рождение (и название) новому музыкальному стилю. Повторяющиеся гитарные риффы, ходы духовой секции, переплетающиеся с вокальными партиями, великолепные соло на саксе, прекрасный бэк-вокал - все весьма органично. В том же году Soul Vendors совершили супер-успешное турне по Англии. В это время в карибо-латинской "диаспоре" Англии записи ска - главным образом привезенные с Ямайки (хотя иногда их выпускали и на местных лейблах) - буквально отрывали с руками. Ска начинал звучать и в лондонских клубах, которые были крайне популярны среди выходцев из Вест-Индии; мощный и задорный бит, разносившийся из огромных динамиков - часто самопальных - привлекал и белую молодежь. Ска ставили вперемешку с танцевальными ритмами "блю бит", "тамла мотаун" и "ритм-энд-блюз", ближе к полуночи плавно переходящими в медленный "соул" - типа ночь, молодость, танцы до утра и все такое. В общем, Соул Вендорс попали прямо в точку.

В это время в карибо-латинской "диаспоре" Англии записи ска - главным образом привезенные с Ямайки (хотя иногда их выпускали и на местных лейблах) - буквально отрывали с руками. Ска начинал звучать и в лондонских клубах, которые были крайне популярны среди выходцев из Вест-Индии; мощный и задорный бит, разносившийся из огромных динамиков - часто самопальных - привлекал и белую молодежь. Ска ставили вперемешку с танцевальными ритмами "блю бит", "тамла мотаун" и "ритм-энд-блюз", ближе к полуночи плавно переходящими в медленный "соул" - типа ночь, молодость, танцы до утра и все такое. В общем, Соул Вендорс попали прямо в точку.

Другие отцы-основатели Томми МакКук и Дон Драммонд занимались в это время сольными проектами. МакКук собрал группу SuperSonics, а Драммонд выступал просто под собственным именем.

Музыка The Skatalites - это редкое сочетание свежести и оригинальности мышления с колоссальным опытом и корневой традицией, берущей начало из самого сердца Ямайки. Только на живом концерте The Skatalites можно ощутить всю уникальность позитивных вибраций и особой танцевальной ритмики безумно веселой и энергичной музыки ска.

Использовальсь материалы с Ska.ru и Gromko.ru


   
»Разделы
Главная страница
Обмен
Энциклопедия
Медиа
Дискографии
Фотоальбом
Тексты песен
Гостевая
Форум
Радио
Ссылки
E-mail

»Ещё об исполнителе
Фотоальбом
Тексты песен
Hosted by uCoz